Доступная среда (СП Детский сад)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Лицей № 10” города Красноярска

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

 “Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших   социальных, информационных и прочих служб”
                                                                                                                                                                                                                    

  В.В.Путин.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

             Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

            Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…”

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

           Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития– Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания– Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности– Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного “эмоционального самочувствия”.
  4. Принцип взаимодействия– Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества– Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности– Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий– Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В учреждении реализуется адаптированная основная образовательная программа  для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития, адаптированная основная образовательная программа  для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, адаптированная основная образовательная программа  для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, адаптированная основная образовательная программа  для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

В учреждении имеются специально оборудованные отдельные кабинеты для занятий с детьми с ОВЗ и инвалидов – логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, кабинет – учителя дефектолога, сенсорная комната.

В Детском саду функционирует кабинет педагога-психолога – 2, сенсорная комната, кабинет учителя-логопеда – 2, кабинет учителя-дефектолога- 1 обеспечивающие возможность индивидуальных и групповых форм работы с нуждающимися в коррекционной, психологической и логопедической помощи, а так же в проведении мониторинга, в том числе с детьми с ОВЗ.

Кабинеты оснащены:

– техническими средствами;

– комплектом офисной мебели;

– учебно – методическим комплексом.

В ДОУ функционирует сенсорная комната с необходимым содержанием для работы с детьми, в том числе и детьми с ОВЗ.

Для продуктивной и творческой деятельности детей, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ, сотрудников детского сада в образовательном процессе задействованы следующие единицы технических средств:

  • мультимедийный проектор – 4;
  • экран – 4;
  • музыкальный центр –2;
  • компьютеры – 10;
  • ноутбук- 8;
  • принтер-8;
  • цветной принтер -2;
  • МФУ – 2;
  • колонки -2;
  • микрофоны -4;
  • микшер -1.

Наличие библиотеки в учреждении не предусмотрено.

В детском саду имеются спортивные площадки на улице, спортивные залы в зданиях-2.

Методические, дидактические, аудиовизуальные материалы; игровые средства; электронные образовательные ресурсы; тренажеры для развития речевого дыхания, мелкой моторики.

Структурное подразделение «Детский сад» МБОУ Лицей № 10 включает в себя два двухэтажных здания:

           Образовательная площадка № 1фактический адрес: 660113, город Красноярск улица Карбышева 8 «а».  Пандусы, подъёмники для инвалидов в учреждении не предусмотрены. Планируется установка пандуса на центральный вход. Для доступа на территорию и здание организации необходимо воспользоваться   кнопками вызова дежурного администратора расположенных на калитке (домофон) и центральном входе в здание. Лестничные марши, коридоры имеют напольные метки. Информационный стенд выполнен шрифтом Брайля. На входных дверях имеются сигнальные метки. Специализированный туалет, лифт, устройство для закрепления инвалидных колясок отсутствует. Организация доступности объекта для инвалидов-форма обслуживания.

Образовательная площадка № 2фактический адрес: 660113, город Красноярск улица Карбышева 36. Центральный вход детского сада оборудован пандусом для беспрепятственного доступа в здание инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Для входа на территорию учреждения можно воспользоваться домофоном. Лестничные марши, коридоры имеют напольные метки. Информационный стенд выполнен шрифтом Брайля. На входных дверях имеются сигнальные метки. Специализированный туалет, лифт, устройство для закрепления инвалидных колясок отсутствует. Организация доступности объекта для инвалидов-форма обслуживания.

В МБОУ Лицей № 10 структурное подразделение «Детский сад» обеспечено 5-ти разовое питание детей, необходимое для нормального роста и развития: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин в соответствии с утвержденным двадцатидневным меню. Отдельного меню для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. Дополнительно с информацией об организации питания в детском саду можно познакомиться в разделе «Материально-техническое обеспечение» вкладка «Питание».

Медицинское обслуживание воспитанников, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществляется медицинскойсестрой и врачом Красноярской городской поликлиники КГБУЗ №4 в соответствии с заключенным договором о медицинском обслуживании и включает в себя:

  • оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
  • прохождение воспитанниками в соответствии с законом Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
  • профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в организации;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В МБОУ Лицей № 10 структурное подразделение «Детский сад» оборудованы 2 медицинских кабинета для обеспечения медицинского обслуживания, проведения медицинских осмотров детей в соответствии с СаПиН 2.4.1.2660-10 и действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования. В медицинский кабинет входит: кабинет врача, процедурный кабинет. Более подробно с оборудованием медицинских кабинетов можно ознакомиться в разделе «Материально-техническое обеспечение» вкладка «Медицинское обслуживание».

В учреждении имеются в наличии 10 стационарных компьютеров с возможностью доступа к сети Интернет, 8 ноутбуков в кабинетах заведующего, методических кабинетах, в кабинетах учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда. В групповых помещениях установлены телевизоры. В методических кабинетах имеется доступ к Skaypи Zoomдля связи с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Воспитанники детского сада не имеют доступа к информационным системам сети Интернет. Специального помещения (компьютерного класса) в МБОУ Лицей № 10 структурного подразделения «Детский сад» нет.

Доступ воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам не осуществляется.

Электронные образовательные ресурсы для педагогов и родителей (законных представителей):

 Образование
http://pedlib.ru – Педагогическая библиотека
http://www.logoburg.com – ЛОГОБУРГ – творческое объединение логопедов. Масса интересных статей и практической информации.
http://psyparents.ru -Детская психология для родителей: Материалы МГППУ. Цель проекта – психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, профилактике нарушений личностного развития.
http://dob.1september.ru –” Газета дошкольное образование”. Широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и работников дошкольных образовательных и воспитательных учреждений.

Творчество, досуг детей
http://www.solnet.ee Детский портал
http://stranamasterov.ru Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.
http://teremoc.ru Коллекция игр, загадок, ребусов on-line и off-line и др.
http://playroom.com.ru Игровая комната. Материалы для организациии детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки и др.
http://detiseti.ru/modules/myarticles/topic/25 Пальчиковые игры. Подборка описаний пальчиковых игр (игр для развития мелкой моторики) для детей от 1 года.
http://nachalka.info/preschool Веселые развивалки: “Учись, играй, отдыхай” Разработан ООО “Кирилл и Мефодий”. Занятия по арифметике, чтению, познанию окружающего мира, ПДД и др.

Советы родителям
http://www.nanya.ru
http://www.babyparents.ru
http://allforchildren.ru
http://detsad-kitty.ru
http://www.detskiysad.ru

Специальные технические    средства    обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

X